Канал им. Москвы

О точке

В начале 1930-х годов проблема обеспечения Москвы водой стояла очень остро. Город стремительно рос, благоустраивался, развивалась его промышленность. Нужен был новый источник, который обеспечивал бы столицу питьевой водой, давал воду для судоходства и улучшения санитарного состояния Москвы-реки и ее притоков. Таким источником воды стала Волга.

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».

3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва.

Ранней весной 1937 года «Канал» был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек «Канал имени Москвы» был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.

Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.

К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км «Канала Москва-Волга». Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев.

2 мая 1937 года флотилия белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.

15 июля 1937 года «Канал Москва-Волга» был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Строительство «Канала», соединившего Волгу с рекой Москвой, комплексно разрешило все водохозяйственные проблемы Москвы на несколько десятилетий вперед. Опыт эксплуатации «Канала» полностью подтвердил правильность выбранного решения.

Фотогалерея
АНО Московский спорт
Смоленская площадь, 3 Москва,
Телефон:+7 495 901-02-27, info@moscow.sportpress@moscow.sport