В начале
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».
3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва.
Ранней весной 1937 года «Канал» был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек «Канал имени Москвы» был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.
Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.
К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км «Канала Москва-Волга». Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев.
2 мая 1937 года флотилия белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
15 июля 1937 года «Канал Москва-Волга» был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.
Строительство «Канала», соединившего Волгу с рекой Москвой, комплексно разрешило все водохозяйственные проблемы Москвы на несколько десятилетий вперед. Опыт эксплуатации «Канала» полностью подтвердил правильность выбранного решения.